Приветствую Вас Гость | RSS

Вторник, 14.05.2024, 10:41

Меню сайта
Форма входа
Поиск по произ-лю

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Как расшифровываются коды самодиагностики? - Энциклопедия японских машин.(часть 1)

Любой современный японский автомобиль, имеющий электронный блок управления какой-либо системой (двигателем, автоматической коробкой передач, противобуксовочной системой и т. д.), имеет систему самодиагностики. Она представляет собой следующее. При отклонении показаний любого датчика от параметров, заложенных в компьютер, этот датчик отключается, и в блоке управления двигателем (если из строя вышел какой-нибудь датчик двигателя, например) включается обходная программа. Когда датчик снова станет исправным, например, после его замены, обходная программа снимется, и двигатель, если датчик относился к нему, заработает штатно. Пока будет включена обходная программа, на табло будет гореть аварийная или мигать штатная рабочая лампочка. После устранения неисправности или после замены дефектного датчика, если причина была в нем, аварийная лампочка (красного цвета) погаснет, а штатная рабочая лампочка (любого цвета) перестанет мигать и будет гореть непрерывно, как и положено при включении. Но информация о том, что была неисправность, заносится в память компьютера, и, если питание компьютера не отключалось (например, при снятии аккумуляторной батареи постоянное питание компьютера исчезает), эту информацию можно прочесть на панели приборов («Toyota») или на самом компьютере («Nissan»). Эту информацию на некоторых машинах («Mitsubishi») можно снять с помощью обычного вольтметра, подсоединив его должным образом, или с помощью специального диагностического оборудования.

Есть неисправности, при которых двигатель (если говорить о нем) глохнет, а есть такие, при которых все в работе двигателя на первый взгляд нормально, но, например, повышен расход топлива, или появился какой-то провал при увеличении оборотов и т.д. В любом случае на щитке приборов загорится аварийная лампочка и неисправность, вернее, ее код, будет занесена в память компьютера. Эта система очень удобна для диагностики случайных сбоев в работе двигателя. Например, на ходу этот двигатель заглох, но, пока вы вспоминали маму своей машины, что-то случилось на небесах и двигатель снова запускается и работает. Проверяй, не проверяй — все в нем исправно. Но что-то ведь было. И вот это «что-то», если оно было связано с электроникой, однозначно определено и занесено в память. Правда некоторые современные блоки управления системами автомобиля различают «тяжелые» и «легкие» неисправности. При возникновении «легкой» неисправности, ее код, после устранения, не заносится в память, конечно если эта неисправность исчезла. Например вы на машине проехались по жидкой грязи и датчики (хотя бы один) начали выдавать на электронный блок управления «ABS» плохие сигналы. Компьютер тут же отключит систему «ABS» и зажжет на панели приборов соответствующую сигнальную лампочку. Но когда грязь с датчиков оборотов колес будет смыта, сигнал с них на компьютер «ABS» пойдет нормальный, лампочка «ABS» на панели приборов погаснет и в памяти этого компьютера об этом ничего не будет записано. Также система самодиагностики очень удобна при ремонте автомобиля. Например его двигатель не заводится. В первую очередь надо включить ему режим самодиагностики и, если причина неполадки связана с неисправностью какого-нибудь датчика, лампочка «CHECK» покажет это, и весь ремонт сведется к замене дефектного датчика или ремонту его цепей.

Рассмотрим систему диагностики, применяемую в автомобилях фирмы «Toyota».

В этих автомобилях есть диагностические разъемы, которые называются «DLC 1» и «DLC 2» (Data Link Connector). Первый из них представляет собой пластмассовую прямоугольную коробочку, расположенную обычно слева по ходу автомобиля, на ней написано «DIAGNOSTIC». Самодиагностика двигателя выводится через лампочку «CHECK» на щитке приборов. Но на некоторых машинах вместо лампочки «CHECK» есть лампочка с изображением двигателя, это в общем, одно и то же. Так же имейте в виду, что в некоторых моделях дизельных машин для самодиагностики используется лампочка контроля накала свечей с изображением спирали. Неисправности автоматической трансмиссии в режиме самодиагностики обычно выводятся через лампочку «O\D» ( но это может быть и лампочка «POWER» или «A\T CHECK») а неисправности систем «ABS», «TRC», «SRS» через соответствующие контрольные лампочки. Второй диагностический разъем «DLC 2» находится под нижней частью панели с водительской стороны. Он имеет другую конфигурацию, поскольку предназначен в основном для подключения специального диагностического оборудования, но имеет те же выводы что и «DLC 1». Этот разъем, хотя и расположенный неудобно, позволяет диагностировать машину на ходу. На старых (по году разработки) моделях для диагностики имеется несколько круглых разъемов желтого цвета в моторном отсеке ближе к аккумуляторной батарее, которые идентичны разъему «DLC 1» (с надписью «DIAGNOSTIC» ). Разъема «DLC 1» в этом случае нет. Для самодиагностики своих автомобилей фирма «Toyota» использует два типа кодов. Первый – тип 09. Это двухзначный код со следующими параметрами. Ширина импульса – 0,5 секунд. Пауза между импульсами – 0,5 секунд. Пауза между десятками и единицами – 1,5 секунды. Пауза между кодами – 2,5 секунды. Пауза между сериями кодов – 4,5 секунды. Второй тип кода используемый фирмой «Toyota» - тип 10. Это однозначный код, где количество импульсов равно коду неисправности. Его параметры следующие. Ширина импульса – 0,5 секунд. Пауза между импульсами – 0,5 секунд. Пауза между кодами – 2,5 секунды. Пауза между сериями кодов – 4,5 секунды.

Для того чтобы отдиагностировать двигатель или автоматическую коробку передач, надо сделать следующее. Откройте капот автомобиля, и, найдя пластиковую коробочку с надписью «DIAGNOSTIC», откройте ее крышечку. С обратной стороны этой крышечки вы увидите маркировку выводов. Далее надо взять любой кусок провода и воткнуть его в разъемы так, чтобы замкнуть выводы «ТЕ1» и «Е1».После этого садитесь за руль и, включив зажигание и, выключив кондиционер и печку, следите за лампочками на щитке приборов. После включения зажигания лампочки «CHECK» и «O\D» начнут моргать. Если лампочки непрерывно и часто моргают ( вспышка – 0,5 сек., пауза – 0,5 сек.) более 11 раз, то это означает, что в вашей машине используется двухзначный код тип 09 и в памяти компьютера никаких неисправностей не зафиксировано и, следовательно, вы можете вынимать перемычку, запускать двигатель и ехать по делам. Если лампочка «CHECK» моргает непрерывно с интервалом 4,5 секунды, значит в автомобиле используется код тип 10 и также никаких неисправностей в памяти компьютера не зафиксировано. Если лампочка моргает так: вспышка- пауза- вспышка – длинная пауза- вспышка – это значит, у вас в памяти код 21 (двухзначный); если так: вспышка- длинная пауза – вспышка -пауза вспышка – то код 12 и так далее.

Если вы не уверены что правильно определили контакты, которые следует перемкнуть, то можно посоветовать следующее. Вывод на фишке диагностики «Е1» – это корпус. Если взять «контрольку» с маломощной лампочкой, один провод подсоединить к корпусу автомобиля, а щупом касаться всех выводов подряд в разъеме диагностики, то, когда вы попадете на «ТЕ1», при включенном зажигании, лампочка «CHECK» начнет моргать. Таким образом можно найти диагностический вывод любого автомобиля, имеющего на панели лампочку «CHECK», не рискуя при этом что-нибудь сжечь, т. к. используется «контролька», а для срабатывания системы самодиагностики, даже маломощной лампочки, например от подсветки панели приборов, достаточно.

Таблица двухзначных кодов двигателей и автоматических коробок передач автомобилей фирмы «Toyota» (тип 09)

КодНеисправность
11нет питания на блок EFI
12нет сигнала от датчика оборотов двигателя
13нет сигнала от датчика оборотов двигателя при оборотах более 1000 об/мин
14нет сигнала от «минуса» катушки зажигания или от «минуса» катушки номер один (если их две)
15нет сигнала от «минуса» катушки зажигания номер два
16нет связи блока управления коробки-автомата с блоком управления двигателем
17Неправильный сигнал от датчика положения распредвала номер 1
18Неправильный сигнал от датчика положения распредвала номер 2
21неправильный сигнал от датчика кислорода, если двигатель V-образный, то неисправен нагреватель левого главного датчика кислорода
22неправильный сигнал от датчика температуры двигателя (THW)
23неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (THA)
24неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (THA)
25слишком бедная смесь
26слишком богатая смесь
27неправильный сигнал от дополнительного датчика кислорода (левого у V-образных двигателей)
28неправильный сигнал от датчика кислорода (у V-образных двигателей нагреватель правого главного датчика кислорода)
29неисправен дополнительный датчик кислорода (правый у V-образных двигателей)
31неправильный сигнал отдатчика расхода воздуха или, если его нет, от датчика давления во впускном коллекторе (вакуум-сенсор)
32неправильный сигнал от датчика расхода воздуха.
34неисправен наддув
35неправильный сигнал датчика атмосферного давления во впускном коллекторе (вакуум-сенсор)
38датчик температуры рабочей жидкости автоматической коробки передач.
41неправильный сигнал от датчика положения дроссельной заслонки (TPS)
42неправильный сигнал от датчика скорости автомобиля (спидометра)
43нет стартерного сигнала (STA) на блок управления двигателем
46неисправен соленоидный клапан номер 4 или его цепи
47неисправен дополнительный датчик положения дроссельной заслонки (TPS) или его цени
48неисправна система управления подачей дополнительного воздуха
51нет сигнала холостого хода от TPS
52неправильный сигнал от датчика детонации (если их два, то от левого или от переднего)
53проблемы в цепях управления датчиками детонации (опережение зажигания)
55неправильный сигнал от датчика детонации (если их два, то от правого или от заднего)
61неисправен главный датчик скорости или его цепи
62неисправен соленоидный клапан номер 1 или его цепи
63неисправен соленоидный клапан номер 2 или его цепи
64неисправен соленоидный клапан номер 3 или его цепи
65неисправен соленоидный клапан номер 4 или его цепи
67неисправен датчик включения O/D или его цепи
71неисправна система управления EGR
72соленоид отсечки топлива
77неисправен соленоид управления давлением или его цепи (в автомате)
78нет сигнала на топливный насос или неисправны его цепи
81неисправна цепь между ТСМ и ЕСТ1
82неисправна цепь между ТСМ и ЕSA1
84неисправна цепь между ТСМ и ЕSA2
85неисправна цепь между ТСМ и ЕSA3
86неисправен датчик оборотов двигателя
88неисправна цепь от блока управления двигателем к блоку управления автоматической коробкой передач
89нарушена связь между блоком управления двигателем и блоком управления системой TRC
99кодов неисправностей нет

Таблица однозначных кодов бензиновых двигателей автомобилей фирмы «Toyota» (тип 10)

КодНеисправность
1Норма
2Неправильный сигнал датчика расхода воздуха воздуха
3Неправильный сигнал от коммутатора
4Неправильный сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости
5Неправильный сигнал датчика кислорода
6Неправильный сигнал датчика числа оборотов двигателя
7Неправильный сигнал датчика положения дроссельной заслонки
8Неправильный сигнал датчика температуры всасываемого воздуха
9Неправильный сигнал датчика скорости автомобиля
10Нет сигнала включения стартера
11Неисправности кондиционера или переключателя нейтрального положения в автомате

Для того, чтобы стереть память компьютера, по инструкции к некоторым автомобилям необходимо вынуть предохранитель «HAZ-HORN», по другим –STOP» (через первый предохранитель питается «аварийка» и звуковой сигнал, а через второй сигналы «стоп»), по третьим – «EFI». Но можно на 30 секунд снять минусовую клемму аккумулятора, и тогда точно все сотрется. К сожалению, при этом сотрется и память в приемнике, в часах, в климатической установке. Кроме того, если у вас автомобиль 1998 года или еще «моложе», отсоединение минусовой клеммы с аккумулятора может на несколько дней вызвать проблемы в работе его систем. Это случается с очень «умными» автомобилями, способными самоподстраиваться под определенную манеру вождения.

Порядок диагностики систем «ABS» и «TRC» следующий.

1. Включите зажигание, но двигатель не запускайте. Выключите все блокировки дифференциалов, если они есть.
2. Откройте крышечку разъема диагностики «DLC 1» (под капотом автомобиля) и выньте из него короткую штатную перемычку. У некоторых моделей, например «MR-2», перемычки в «DLC 1» нет. В этом случае следует разомкнуть висящий на проводе разъем возле мотора (блока клапанов) «ABS».
3. Поставьте в «DLC 1» между выводами «Тс» и «Е1» проволочную перемычку. 
4. По мигающей лампочке «ABS» прочтите коды неисправностей. 
5. Очистите память компьютера. Для этого при включенном зажигании и выключенных блокировках дифференциалов (если они есть) надо быстро нажать на педаль тормоза 8 или более раз в течение 3 секунд. Когда память очистится, лампочка начнет мигать равномерно с интервалом 0,5 секунд.
6. Уберите проволочную перемычку с «DLC 1» и установите на место штатную короткую перемычку (или восстановите ранее разомкнутый разъем возле мотора (блока клапанов) «ABS».

Таблица двухзначных кодов системы «ABS» и «TRC» автомобилей фирмы «Toyota» (тип 09)

КодНеисправность
11Обрыв в цепи реле соленоида
12Короткое замыкание в цепи реле соленоида
13Обрыв в цепи реле управления электромотором насоса
14Короткое замыкание в цепи реле управления электромотором насоса
15Обрыв или замыкание в цепи управления соленоидом TRC (TRAC)
16Замыкание в цепи питания реле соленоида
17Обрыв или замыкание в цепи реле мотора TRC (TRAC)
18Замыкание в цепи питания мотора TRC (TRAC)
21Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида правого переднего колеса (цепь SFR)
22Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида левого переднего колеса (цепь SFL)
23Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида правого заднего колеса (цепь SRR)
24Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида левого заднего колеса (цепь SRL)
25Обрыв или замыкания в цепях управления соленоида TRC (цепь SMC)
26Обрыв или замыкания в цепях управления соленоида TRC (цепь SАC)
27Обрыв или замыкания в цепях управления соленоида TRC (цепь SRC)
31Неправильный сигнал от датчика оборотов правого переднего колеса
32Неправильный сигнал от датчика оборотов левого переднего колеса
33Неправильный сигнал от датчика оборотов правого заднего колеса
34Неправильный сигнал от датчика оборотов левого заднего колеса
35Обрыв цепи левого переднего или правого заднего датчика оборотов
36Обрыв цепи правого переднего или левого заднего датчика оборотов
37Неисправны роторы датчиков оборотов задних колес
41Напряжение питания меньше чем 9,5 вольт или больше чем 16,2 вольт
43Неисправен датчик замедления
44Обрыв или замыкание в цепях датчика замедления или в цепях включения нейтральной передачи
45Обрыв в TPS или в его цепях
46Короткое замыкание в TPS или в его цепях
47Неисправен TPS заслонки TRC (TRAC) или его цепи
48Обрыв или замыкание в цепях датчика блокировки межосевого дифференциала или короткое замыкание в цепи датчика TPS системы TRC
49Нет связи между блоком управления двигателем и блоком системы TRC (TRAC)
51Электромотор насоса заклинен или обрыв в его цепи
53Нет управления мотором насоса
54Нет управления мотором насоса
55Низкий уровень тормозной жидкости или неисправны цепи датчика этого уровня
56Обрыв или короткое замыкание в цепи датчика давления
57Неисправен датчик давления
58Обрыв в цепи электромотора насоса TRC (TRAC)
61Нет питания блока управления системой TRC (TRAC)
62Нет сигнала от одного из датчиков оборотов
71Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) правого переднего колеса
72Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) левого переднего колеса
73Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) правого заднего колеса
74Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) левого заднего колеса
75Плохой сигнал от датчика оборотов переднего правого колеса
76Плохой сигнал от датчика оборотов переднего левого колеса
77Плохой сигнал от датчика оборотов заднего правого колеса
78Плохой сигнал от датчика оборотов заднего левого колеса
79Неисправен датчик замедления или его цепи

Если системы «ABS» и «TRC» исправны, следует провести диагностику их датчиков скорости. Для этого надо сделать следующее.

1. Включите зажигание. Лампа «ABS» должна загореться и примерно через 3 секунды погаснуть. Если нет, то следует проверить предохранители, целостность лампы, провода и разъемы.
2. Выключите зажигание. На диагностическом разъеме «DLC 1» с помощью вспомогательного провода соедините контакты «Е1» и «ТS». Поставьте машину на ручной тормоз. Запустите двигатель. Лампа «ABS» должна моргать 4 раза в секунду.
3. Начните движение на автомобиле и разгоните его до скорости более 80 км/час. Если лампа «ABS» по прежнему моргает с частотой 4 раза в секунду, то все с датчиками нормально. Если нет, то продолжите проверку.
4. Остановите машину. Удалите перемычку между «ТS» и «Е1». Установите перемычку между контактами «Е1» и «ТС». Прочтите коды. Если будет более двух кодов, то они будут выдаваться последовательно с интервалом 2,5 секунды (код тип 09).
5. Очистите память.

Продолжение следует...

Текст взят из книги С.В. Корниенко "Ремонт японских автомобилей".

Категория: Мои статьи | Добавил: IrinaN (30.07.2013)
Просмотров: 722 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]